Подвижной состав Подвижной состав - одна из основных составляющих метрополитена.
Если линии метро это артерии города, то Подвижной состав это его кровь. Подвижной состав (ПС) метрополитена, это транспортное средство состоящее из вагонов, каждый из которых является моторным (каждый вагон имеет собственный двигатель). Современный вагон это совокупность систем безопасности, комфорта, негорючих материалов, долгого и упорного исследования... ПС делится на пассажирский, служебный и специальный.
Пассажирский ПС
Первые Вагоны
Современные вагоны прошли долгий путь от вагонов напоминающих трамвайные , до современных прочных и красивых вагонов, не имеющих аналогов в мире. Вагоны для первого в СССР метрополитена были поручены Мытищинскому заводу, производивший тогда трамваи, электрику делал завод "Динамо". По аналогии с железнодорожными, было принято в типе вагонов использовать буквы. Первый вагон для Московского Метрополитена получили в обозначение букву А, следовательно вагоны тип "А".Когда Л.М. Каганович зашёл в разработанный вагон в 1930 гг. на вагоне были установлены вместо мягких диванов деревянные наборные реечки, Тогда Л.М. Каганович сказал: "Каждому пассажиру дать по мягкому месту!" с тех пор в вагонах метрополитена стали устанавливать мягкие диваны, и уже в первом рейсе 15 мая 1935 г. вагоны были оборудованы мягкими диванами. На первых вагонах была применена эл схема от эетричек серий Ср, Св. Первые вагоны состояли из секций, каждая секция имела два вагона: моторный и прицепной (то есть вагон не имеющий двигателей и силового электрического оборудования). На вагонах не было автоматических дверей, информаторов, электрического торможения и много другого.
Развитие в метрополитене им. Л.М. Кагановича Изначально Л. М. Каганович заложил основной принцип метро Постоянное развитие.
Вагоны типа А были первыми вагонами в СССР Многое было сделано впервые. Позднее появились вагоны типа "Б". Внешних отличий не было, кроме номера. Все отличия были спрятаны внутри вагонов. Были проведены технические усовершенствования. Пассажиры могли даже не заметить разницы....
Позднее вагоны модернизировали, изменили. Основные изменения были в электрических цепях появилось электрическое торможение, но главное отличие, которое увидели все, появление черпаков на крыше вагонов. Данные вагоны получили обозначение "Ам" и "Бм" соответственно.
В 30 - 40-х гг в связи с развитием метрополитена и открытием Горьковского радиуса выпускается новые вагоны типа "Г". Буква Г обозначала Горьковский Радиус. Основным отличием этих вагонов был новый дизайн. На этих вагонах было реализовано электрическое торможение, из-за этого прицепных вагонов не делали, для более эффективной работы электрических цепей.
Годы войны Основными видами подвижного состава в годы войны оставались вагоны типа "А" и типа "Б". Вовремя войны был проведено много мероприятий. И в их проведении были применен ПС. Когда на станции Маяковская был проведен митинг. Один из вагонов был переоборудован в передвижную радиостанцию. Когда на всю страну вещали: "Москва врагу не отдадим!". К сожалению на данный момент сведения об этом вагоне утеряны.
После войны на правах победителя из оккупированной Германии были вывезены 120 вагонов Немецкого метро. Данные вагоны получили в обозначении букву "В". Было 4 модификации. Самые интересные из них В2 и В4, данные вагоны было легко узнать так как на этих вагонах вместо 8 дверных проёмов было 6.
Вагоны этих серий использовались не настолько долго, они были не очень надёжны, в частности их ходовая часть оставляла желать лучшего. Но в последствии эти вагоны дали хорошие вещи для развития.
Война кончилась, а развитие продолжается Следующим шагом в развитии метровагонов стало уменьшение веса. 1950-е гг. Вышел новый вагон типа "Д". Данные вагоны были похожи на вагоны типа "Г", но имели ряд отличий: главное отличие это электрические цепи; внешне вагоны отличались от вагонов типа "Г", отсутствием отбойного бруса, измененной сцепкой. Для данных вагонов позаимствовали автосцепку от вагонов типа "В". В отличии от сцепок тяжелого типа применявшихся на ранних типах вагонов, у этих вагонов она была облегченна, и другой способ сцепа. Кроме того одновременно со сцепкой вагонов соединялись: тормозные магистрали и цепи управления. Больше не нужно было соединять отдельно тормозную магистраль. Никаких шлангов между вагонов. Кроме того появился надежный способ соединения цепей управления.
Кроме того на данных вагонах кузов стал несущим, это позволило уменьшить вес вагона с 50 до 30 т.
Ежики везде
В 1959г. на "Суд пассажиров" вышел новый тип вагонов "Е" В последствии этот тип вагонов станет основой для развития большой серии ПС. В этом вагоне угадывались черты старых поездов метро, но что то новое... Вагоны типа "Е" поразили многих, впервые появился вагон с гофрами (ребра жесткости кузова). Вагоны оказались очень удачными.
Вагоны типа Е значительно отличались от предшествующих типов по своим электроаппаратным, динамическим и ходовым свойствам и в целом соответствовали уровню вагоностроения того времени. Для обеспечения более высокой пропускной способности линий метрополитена на вагонах Е была увеличена конструкционная скорость, которая составила 90 км/ч (по сравнению с 75 км/ч у вагонов Д). Впервые были применены алюминиевые сплавы, из которых были изготовлены двери, каркасы и другие элементы кузова, а толщина стальной обшивки кузова снижена с 2 мм до 1,5 мм, благодаря чему масса тары снизилась с 36,2 до 31,5 т (первоначально предполагалось снизить тару до 30 т). Бесчелюстная тележка была выполнена с применением поводкового подвешивания и подрезиненной колесной пары, а вес самой тележки был снижен до 2,2 т. На вагонах Е устанавливалось по 4 тяговых электродвигателя ДК-108А (впоследствии ДК-108Г) мощностью 68 кВт. Для удобства пассажиров появилось новое вентиляционное устройство вагона с автоматической подачей воздуха, а ширина проемов раздвижных дверей была увеличена с 1128 до 1380 мм, что позволило сократить время стоянки на станциях. Более подробно читайте стать в разделе вагоны типа "Е".
На этой платформе были созданы вагоны следующих типов: Ем, Ема, Емх, Ема-501, Ема-502, Ема-503, Ем-508, Ем-508Т, Ем-509, Еж, Еж1, Еж3, Ечс, Еи и т д.
Номера
Уже ранее было сказано, что вагон типа "Е" послужил платформой для создания многих составов. В 1976г появился вагон модели 81-717. Первый состав ласково прозвали Канарейкой, из-за его цвета, вагоны имели нетипичную светлую раскраску.
Пассажирам на станциях кольцевой ветки предлагалась даже отозваться о цвете вагонов.
Впоследствии, было принято сделать их голубыми с серой декоративной полосой и белой полосой под ней, переходящей в букву X на дверях. Впоследствии, этот прием увеличил скорость загрузки и разгрузки вагонов. Сбоку их можно было отличить от прежних только по окраске, а вот спереди произошли кардинальные изменения: появилась лобовая маска, исчезла дверь посередине, вагон приобрёл собственный вид по сравнению с теми, что были ранее. Специально для них были изготовлены промежуточные вагоны, не имеющие кабины управления. Впоследствии, эти вагоны стали лицом Московского метрополитена. Эти вагоны продолжают выпускаться и по сей день.