Грузовые поезда Грузовые поезда предназначены для служебных перевозок во внепиковые дневные и вечерние часы. Каждый такой состав содержит в себе вагон со срезанной крышей, что позволяет размещать в нём различного рода грузы, в основном это тяговые двигатели, колёсные пары, тележки, мотор-компрессоры и другие части от вагонов, направляемые в другое депо или на ЗРЭПС для прохождения ремонта, либо же возвращающиеся оттуда. Срезанный вагон во всех случаях является головным, так как только в этом случае удаётся достичь наиболее удобных условий погрузки-выгрузки. От обычных вагонов он, помимо среза, отличается также полным отсутствием сидений. Размер срезанного отрезка никакого значения не имеет. Может быть удалена либо почти вся верхняя половина кузова, за исключением кабины и небольшого пространства за ней (ваг. 3195, Киев), либо же относительно небольшая её часть (ваг. 3361, Москва). В любом случае, на удобство эксплуатации это не влияет, поскольку у всех грузовых вагонов (за исключением киевского 3195 и списанного 4760) имеется специальный конвейер.
Принцип его работы прост – на прикреплённой к полу вагона раме установлены две замкнутые цепи, к которым крепятся специальные держатели (их число разное, зависит от типа перевозимого груза). Перемещение груза в начало или в конец кузова происходит при помощи расположенного в заднем торце электромотора. Погрузка и выгрузка осуществляется расположенным в электродепо стационарным подъёмным краном. Конвейер занимает большую часть кузова, но не всю – справа от него расположен специальный проход.
Как правило, в месте среза навариваются дополнительные силовые элементы, которые поддерживают жёсткость кузова и предохраняют его от связанных с высокими нагрузками деформаций.
Остальные два вагона сопровождения грузового поезда, за исключением внешности, практически ничем не отличаются от обычных пассажирских вагонов. Как правило, в них полностью или частично закрашены стёкла, полностью или частично демонтировано оборудование салона (сиденья, поручни...), установлены столики и шкафы для служебного инвентаря. В некоторых вагонах можно найти схемы линий и правила пользования метрополитеном, которые были в ходу на момент прекращения их пассажирской эксплуатации.
В тех вагонах, откуда ведётся управление поездом, установлена стандартная поездная радиостанция, а также оборудование АРС, предназначенное для работы на разных линиях (последнее, возможно, имеется не на всех составах). Устройства связи «пассажир – машинист» на срезанных вагонах отсутствуют.
Грузовые поезда, помимо своей основной функции, используются для перегонки вагонов в ремонт или к месту списания за пределы депо их приписки.
В случае, когда в депо свой грузовой поезд отсутствует, хозяйственные перевозки грузов осуществляются либо с использованием имеющегося парка моторно-рельсового транспорта, либо с привлечением грузового поезда из другого депо. Для транспортировки вагонов к месту ремонта или утилизации также может использоваться сторонний грузовой поезд, либо же для этих целей формируется специальный состав из обычных пассажирских вагонов.
Очень часто в грузовые поезда попадают различные опытные разработки. Например, 0129 – это опытный вагон типа 81-717.5, а на вагонах типа Е 3361 и 4760 было установлено люминесцентное освещение (позднее прямо на эти светильники поставили обычные плафоны). У вагона 4760 была заварена торцевая дверь, а также заметно переоборудована кабина управления. Вагон 4760 в качестве грузового никогда не работал.
С декабря 2009 года в московском метрополитене перевозка грузов на грузовых поездах прекращена в связи со случаем, происшедшим на Таганско-Краснопресненской линии: перевозимая в вагоне 3361колесная пара упала с транспортера и выдавила дверь вагона наружу с выходом её из габарита, что привело к значительной задержке в движении поездов и лишь по счастливой случайности не закончилось аварией.
С этого времени грузовые поезда используются только в качестве тяговых единиц при перегонках и обкатках вагонов.
На сегодняшний день грузовые поезда используются для перегонок вагонов для списания или ремонта в другие депо.
Карты составов грузовых поездов московского метро
В сентябре 2009 года грузовые составы в московском метро имели следующее формирование:
Вагоны типа Е и его модификации:
5105-5525-5361-5405ср Депо «Северное»
5492-3943-6214ср Депо «Измайлово»
5544-6145-3361ср Депо «Планерное»
5131-5251-3256ср Депо «Свиблово»
5142-5141-6223ср Депо «Черкизово»
Вагоны типа 81-717 и его модификации:
9222-7225-9158ср Депо «Красная Пресня»
0129-7993-8718ср Депо «Калужское»
8715-7877-9053ср Депо «Замоскворецкое»
8416-7562-8804ср Депо «Варшавское»
На сегодняшний день из всех бывших грузовых составов списаны и порезаны грузовые поезда депо Измайлово, Планерное, и возможно Черкизово.
Списанные грузовые вагоны
Ранее в московском метро работали грузовые вагоны:
Вагон типа УМ-5 804 В 1973 г. был оборудован установками импульсного регулирования, при этом был изменён тип вагона.(Еи) Работал на ЗРЭПС. Списан в 80-х годах.
Вагон типа УМ-5 805 Депо Измайлово. Имел вагоны сопровождения типа Д 2399 и 2407. Списан в 1996 году.
Вагон типа Е 3024
Вагон типа Е 3029 Депо Измайлово. Переоборудован в грузовой вагон в 1995 году, списан в 2000 году.
Вагон типа Е 3032
Вагон типа Е 3078
Вагон типа Е 3361 Депо Планерное. Грузовой с 1974 года. Порезан в сентябре 2010 года. Имел люминесцентное освещение.
Вагон типа Е 3509 Депо Северное (до 2000 года), затем Измайлово. Списан в 2002 году.
Вагон типа Е 4760 Депо Планерное. Вагон являлся грузовым но не работал в его качестве. Работал вагоном сопровождения с грузовым вагоном 3361 и вагоном сопровождения 6145. В 2005-2006 годах работал на манёврах в депо. Списан предположительно в 2007 году. Имел люминесцентное освещение.
Вагон типа Ем-508 6214Депо Измайлово. Грузовой с 2002(?) года. Списан осенью 2009 года.↓[1]